Методическая разработка
занятия педагога дополнительного образования, руководителя кружкового объединения МБОУДО "Дом детского творчества" Урмарского района
естественнонаучной направленности "Лесные робинзоны"
на тему: «Определение
видов птиц по внешним признакам и с помощью определителя»
Цель занятия:
-
обучающая - формирование способности детей распознаванию птиц по определителю.
Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами
обитания.
- развивающая
- развитие познавательного интереса к птицам.
-
воспитательная - воспитание бережного отношения к птицам и ответственности
за всё живое.
Формирование УУД:
Умение выражать свои мысли;
Использовать речь для регуляции своего
действия.
Личностные действия: умение
принимать базовые знания «Виды птиц», «Систематика»;
Познавательные действия: умение извлекать информацию, представленную в
иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников.
Коммуникативные действия: умение работать в группе, договариваться друг с
другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать
других.
Основные понятия: «Определитель
птиц», «Орнитология», «Лесные птицы». Оборудование: ноутбук,
интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах.
Продолжительность
занятия:
40 минут.
Форма
занятия:
практическая работа. Занятие с использованием определителя птиц, мультимедийной презентации.
Вид занятия: Творческое занятие.
Ход занятия
Этапы урока (время) |
Действие преподавателя |
Действие ученика |
||||||||||||
I. Мотивационный блок. Эмоциональный
фон.(3 минуты) |
- Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Я улыбнулась
вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все
вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте
мысленно друг другу что-то хорошее. - Ребята, что необычного в классе? - Нравится ли вам в классе? Почему? |
Дети рассаживаются на две группы.
|
||||||||||||
II. Этап актуализации знаний.( 7 минут) |
- О чём будем говорить сегодня? Почему вы так
решили? Рисунки: дятел, поползень, сорока, снегирь, синица Группам даны
описания птиц, пользуясь книжкой – буклетом определить птицу. (По мере
определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц) (Приложение№1). Учитель информатики
объясняет, как переходить и работать электронными определителями: 1.
http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/ornitol/index.html 2.
https://zoomet.ru/xr/xrabr_instr.html 3.
http://ecosystema.ru/03programs/exp/schdp/book/01.htm Педагог дополнительного образования помогает и
направляет к правильному выбору. |
Дети смотрят на доску, где вывешены их рисунки.
Ответы детей. Ребята переходя по ссылке, определяют
систематическое положение птиц |
||||||||||||
III. Этап открытий новых и закрепление ранее
изученных знаний. (25 минут) |
Всего на
Земле около 8,6 тысяч видов птиц, а в нашей стране около 700. Все они строят
гнезда и откладывают яйца. Где гнездятся скворцы, синицы, трясогузки? Чем мы
можем им помочь? Верно. И
члены школьного лесничества уже развесили, в том числе и сделанные вами
скворечники и синичники в лесу на территории нашего школьного лесничества Берегите
птиц! Прочитайте тексты и выполните задания 1-3. (Приложение №2) Физкультминутка Работа по
группам: Ситуационные задачи (Приложение№3)
|
Ответы детей:
(сделать искусственные гнездовья)
Ребята работают в группах (помогает учитель
информатики находить информацию в сети
Интернет) |
||||||||||||
IV. Рефлексия. Игры. Релаксация. (5 минут) |
А сейчас мы
предлагаем немного поиграть. Игра "Узнай птицу" У вас на столах
зашифрованы названия зимующих птиц на оранжевых листочках. Вам за одну
минуту необходимо угадать, что это за птицы.
|
Участвуют в игре Ответы детей
|
||||||||||||
|
|
|
Литература:
Для педагога:
1.
Авилова К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил
2.
Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. Изд. 2, перераб. и доп. М.:
Просвещение, 1962 – 152 с.
3.
Молис С. С., Молис С. А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные:
Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
4. Шпотова Т.В Игровая экология. Пособие для
воспитателей. 2003 г.
Для детей
1. Недоля И. К. Рассказы о птицах М.,
«Просвещение», 1963 – 138 с.
2. Соколов Н. Л. Любите и охраняйте птиц. М.,
«Просвещение», 1967 – 80 с
3.Атлас “Птицы леса”. Твой первый атлас-определитель. Бровкина, Сивоглазов, изд. Дрофа, 2014
Приложение 1
Группам
даны описания птиц, пользуясь книжкой – буклетом определить птицу
(по
мере определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц)
Воробей. Это
маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным
туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В
холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу спокойно переносят холод.
Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на
другой лапке стоят. нахохлившись. Они очень чистоплотные, постоянно
прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синица. Это
красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная
полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко –
желтое. очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку,
они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В
этом им помогают их длинные и острые коготки.
Дятел. Он
является украшением нашего леса. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх
тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы,
подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта
птица- труженица, расклюет в своей “кузнице” шишку и летит за
новой.
Снегирь. Эти
птицы нарядные, верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а
брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Птицы держатся
обычно небольшими стайками по 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее
сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты
вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует.
Сорока. Ловкая,
подвижная, суетливая птица Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по
бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и
острый.
Поползень. Его
называют «смотритель леса». Живет на дереве, в дупле. Всю жизнь на ногах,
бегает туда-сюда, вверх-вниз по дереву, ему крылья нужны только для того, чтобы
перелетать с одного дерева на другое. Любит орехи, липовые орешки, крылатки
клена. Окраска не очень заметная
Молодцы
ребята, вы хорошо знаете зимующих птиц. Но мы назвали не всех птиц зимнего
леса. Каких из птиц можно еще встретить зимой мы узнаем на следующем
занятии.
Педагог. Всего на Земле около 8,6 тысяч
видов птиц, а в нашей стране около 700. Все они строят гнезда и откладывают
яйца. Где гнездятся скворцы, синицы, трясогузки? Чем мы можем им помочь? (сделать
искусственные гнездовья). Верно. И члены школьного лесничества
уже развесили, в том числе и сделанные вами скворечники и синичники в лесу
около нашего озера.
Приложение 2
Многие
птицы питаются насекомыми. Причём птицы потребляют как большое количество
взрослых насекомых, так и их личинки или куколки. Например, в желудке одной
кукушки орнитологи (учёные, изучающие птиц) обнаружили 173 гусеницы, а у другой
кукушки – 12 майских жуков, 49 гусениц монашенки и 88 гусениц походного
шелкопряда. Особенно много насекомых птицы уничтожают в период выкармливания
потомства. По данным орнитологов, пара обыкновенных скворцов за сутки приносит
корм к гнезду около 200 раз, больших синиц – около 300 раз, мухоловки пеструшки
– около 500, а пеночки-теньковки – до 570 раз. Причём птицы приносят к гнезду
обычно не одного, а сразу несколько насекомых.
Задание
№1 1. Ниже в таблице приведены данные, показывающие, сколько примерно пищи
съедают за день птенцы некоторых птиц. Птенцов каких из этих птиц можно назвать
наиболее прожорливыми? Отметьте в левом столбике одно название птиц.
Название
птиц |
Масса
пищи, съеденной птенцами за день, по отношению к массе тела птенца (в %) |
o
Желтоголовый
королёк |
28 |
o
Зарянка |
12-17 |
o
Дрозд |
7-10 |
o
Скворец |
12 |
2.
Основываясь на данных таблицы, предположите, какие из этих птиц в среднем
обладают наименьшей массой тела и какие – наибольшей массой тела. Объясните
свое решение. Наименьшей массой тела обладают ___________________________________
потому
что ______________________________________________
Наибольшей
массой тела обладают___________________________________
потому что_____________________________________________
В
предложенном списке приведены результаты наблюдений и экспериментов, полученные
при изучении жизни большой синицы. Выберите два примера, которые следует
отнести к результатам эксперимента (опыта).
А. Было
определено, что в период выкармливания потомства синицы вылетают из гнезда на
поимку насекомых с первыми лучами солнца |
|
|
Б. Было
установлено, что синицы питаются как растительным, так и животным кормом. |
|
|
В. Было
установлено, что слегка раскрытые семянки (семечки) подсолнечника в кормушках
были съедены полностью, а целые семянки выедались частично – не более 1/2 –
2/3 семени. |
|
|
Г. Было
подсчитано, что пара синиц за сутки приносит корм к гнезду около 200 раз. |
|
|
Д. С
помощью кольцевания птиц (одевания на лапки колец с датой и местом
нахождения) были определены места перемещения синиц зимой. |
|
Требования,
предъявляемые к содержанию методической разработки урока 1. Содержание
методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. 2. Содержание
методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить
сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности
методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения
современных технических и информационных средств обучения. 3. Материал должен
быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. 4. Язык методической
разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Должна
содержать конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе
(планы уроков, инструкции, карточки, схемы, тесты и т.д.)
Приложение 3
Ситуационная задача
Задание для первой группы
Работу проводите в парковой зоне. Обратите внимание на
птиц парковой зоны. Ваша группа работает с представителями:
воробей домовый, голубь сизый, серая ворона, сойка
обыкновенная.
Название вида |
Особенности внешнего вида (окрас оперения, размер, строение лап, клюва) |
Особенности питания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. К каким отрядам относятся эти птицы?
2. Какие приспособления помогают им осваивать
наземно-воздушную среду?
3. Какие особенности в прикорме в зимнее время.
4. По рисунку опишите внешнее строение птиц, каковы
особенности для полета?
5. В сети Интернет найдите загадки по этим птицам, или придумайте
свои.
6. Какие интересные факты можно рассказать младшим
школьникам об этих птицах?
7. Обсудите выполненную работу: проанализируйте, какие
из использованных вами в работе признаков могут быть применены для
определения принадлежности птиц к
классу, отряду. Какие из признаков можно использовать для определения рода и
вида птиц?
8. Подготовьте итоговое сообщение на тему
«Морфологические особенности изученных птиц как представителей водоплавающих».
9. Сфотографируйте понравившиеся пернатых. В свободное
время создайте листовку (брошюру) для младших школьников.
!!!Уточните свой ответ, используя информацию
из интернета. https://givnost.ru/osedlye-pticy-opisanie-nazvaniya-vidy-i-foto-osedlyx-ptic/
Задание для второй группы
Работу проводите в парковой зоне Гагаринского парка.
Обратите внимание на птиц парковой зоны. Ваша группа работает с
представителями: ушастая сова, пестрый дятел, синица большая, пустельга.
Название вида |
Особенности внешнего вида (окрас оперения, размер, строение лап, клюва) |
Особенности питания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. К каким отрядам относятся эти птицы?
2. Какие приспособления помогают им осваивать
наземно-воздушную среду?
3. Какие особенности в прикорме в зимнее время.
4. Какие признаки хищных птиц, в чем особенность сов, как
ночных хищников?
5. В сети интернет найдите загадки по этим птицам, или
придумайте свои.
6. Какие интересные факты можно рассказать младшим
школьникам об этих птицах?
7. Обсудите выполненную работу: проанализируйте, какие
из использованных вами в работе признаков могут быть применены для
определения принадлежности птиц к
классу, отряду. Какие из признаков можно использовать для определения рода и
вида птиц?
8. Подготовьте итоговое сообщение на тему
«Морфологические особенности изученных птиц как представителей водоплавающих».
9. Сфотографируйте понравившиеся пернатых. В свободное
время создайте листовку (брошюру) для младших школьников.
!!!Уточните свой ответ, используя информацию
из интернета. https://givnost.ru/osedlye-pticy-opisanie-nazvaniya-vidy-i-foto-osedlyx-ptic/