ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
В
ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Информация
для родителей рисках,
связанных с детской смертностью
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
Медицинские
эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу — в настоящее
время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате
несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
Задача
родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка
от несчастного случая.
1. Наиболее
распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
• ожоги;
• падения
с высоты;
• утопления;
• отравления;
• поражения
электрическим током;
• дорожно-транспортные
происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а
также роллинг (катание на роликах).
На
основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации
здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском
возрасте чаще всего является:
• отсутствие
должного надзора за детьми всех возрастных групп,
• неосторожное,
неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению
несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей:
любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного
опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины
несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
• В
возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно
познавая окружающий мир.
• В
возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости,
неосторожного поведения ребенка.
• В
возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у
детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными,
самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся
утвердиться в среде сверстников.
-
Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных
случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность»,
старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная
деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы
подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с
недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
2. Обучение
детей основам профилактики несчастных случаев
С
учетом указанных, причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев
должна вестись в следующих направлениях:
• создание
безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора, • систематическое обучение детей основам
профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды
пребывания ребенка предполагает:
• организацию
досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
• ограничение
опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и
веществ;
• запрет
на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без
присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах
интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
• обеспечение
постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение
организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников
и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием
электронных средств связи).
Систематическое обучение
детей основам профилактики несчастных случаев включает:
• информирование
ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой
травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избегания
несчастных случаев;
• регулярное
инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на
улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
• обучение
ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному
поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование
ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших
товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций
подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
• обучение
ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение
возможности обратиться за помощью к взрослым.
3. Основные условия
проведения успешной профилактической работы с детьми:
1. Чтобы
избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое
собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться
роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии
можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
2. Родители
сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
3. Важно
не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что
опасности можно избежать, если вести себя правильно!
4. Никакой
реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай
аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать
нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя,
почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается
автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
5. Основное
внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение
дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при
выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи
чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять
повышенное внимание при инструктировании ребенка.
6. Очень
важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята,
помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее
подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует
подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при
пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
7. Иногда
бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими
детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию
навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому
разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в
данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что
опасность всегда можно предотвратить.
8. Родители
не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг
предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители
совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других
людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
4. Рекомендации по
предупреждению несчастных случаев
Для
предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к
ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
Ожоги
Ожоги
могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими
веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а та же в результате
длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным
или тепловым ударом).
Для
предупреждения ожогов:
• ограничьте
доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать
ожоги;
• запретите
детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра
взрослых.
Для
профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
• защищать
в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный
свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального
хлопка, льна;
• защищать
глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью
блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
• избегать
пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи.
Солнце самое активное и
опасное в период с 12 до 16 часов.
• нанести
на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 -30 единиц) за 20 - 30 минут
до выхода на улицу;
• находиться
на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8 - 10
минут после образования загара;
• принимать
солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок
должен быть в тени;
• избегать
воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой
целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать
на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
• не
находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом).
Продолжительность
солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно
постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами
нахождения в тени и прохладе.
• загорать
лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы
и вечерние;
• приучать
ребенка поддерживать в организме водный баланс; находясь на отдыхе, на море
пить не меньше 2 - 3-х литров в день.
• протирать
время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать
прохладный душ.
• научить
ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.
Ø Падение с высоты
Падения
с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах
на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а
также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.
Для
предупреждения падения с высоты необходимо:
• запретить
детям играть в опасных местах;
• не
оставлять детей без присмотра на высоте;
• объяснить
подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения
всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона
или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также
использования всех страховочных приспособлений;
• обеспечить
ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что
москитные сетки не защищают от падений.
Ø Отравление
Отравления
чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с
ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении
в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для
предупреждения отравления необходимо:
• хранить
ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально
маркированной посуде;
• давать
ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае,
не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого
возраста;
• не
употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать
незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
Ø
Поражение
электрическим током
Поражение
электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах
(стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).
Для
предупреждения поражения электрическим током необходимо:
• запретить
детям играть в опасных местах;
• объяснить
ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
Ø
Утопление
Утопления
происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или
неумения ребенка плавать.
Для
предупреждения утопления необходимо:
• не
оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
• разрешать
купаться только в специально отведенных для этого местах;
• обеспечить
его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет плавать;
• напоминать
ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
Ø
Роллинговый
травматизм
Роллинговый
травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках.
Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и
травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для
предупреждения роллингового травматизма необходимо.
• выбирать
правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный
сустав;
• научить
ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам,
поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой
голеностопного сустава.
• научить
способам торможения. Если не можете этого сделать сами пригласите опытного
роллера;
• приобрести
обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит
основные травмы. Требуйте их использования ребенком,
• научить
ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки,
• запретите
кататься вблизи проезжей части;
• научить
детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть
внимательным.
Ø
Дорожно-транспортный
травматизм
Дорожно-транспортный
травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием
пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для
предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
• соблюдать
неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного
движения;
• научить
ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на
разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств).
Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно,
значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из
100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;
• использовать
при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;
• научить
ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны
обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.
Серьезный
риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.
Для
предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:
• не
оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
• запрещать
детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на
крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
• учить
детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;
• соблюдать
САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном
транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона,
поведения в вагонах.
Родители
должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях — э
то средство спасения жизни и здоровья
ребенка!