Взаимодействие классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса

Взаимодействие классного руководителя

с участниками учебно-воспитательного процесса

 

Работа классного руководителя – это целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребёнка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а именно:

·         администрации школы и учителей – предметников

·         социального педагога и педагога-психолога

·         медицинского работника и школьного библиотекаря

·         старшего вожатого и родителей

·         педагогов дополнительного образования

·         и других общественных организаций

 

Администрация общеобразовательного учреждения создаёт классному руководителю необходимые условия для работы: материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им учебно-воспитательного процесса, оказывает консультативно-методическую и психолого-педагогическую помощь, организует повышение квалификации и профессионального мастерства через курсовую подготовку, методические семинары, работу школьных методических объединений.

 

Уже с начальной школы в учебно-воспитательном процессе присутствует предметное обучение. Такие предметы, как иностранный язык, музыка, физическая культура ведут учителя-предметники. Классный руководитель знакомится с требованиями к изучаемому предмету, осуществляет систематический контроль успеваемости учащихся по предмету, посещает уроки, организует помощь слабоуспевающим школьникам, своевременно информирует учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся и особенностях семей, обеспечивает взаимодействие родителей и учителей-предметников для решения учебных проблем. Проводятся индивидуальные беседы, консилиумы, мини-педсоветы, родительские собрания с участием учителей-предметников. Одной из результативных форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников является педагогический консилиум, на котором может идти речь как об отдельном ученике, так и о классном коллективе.

 

Классный руководитель совместно с социальным педагогом посещает семьи учащихся и составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, организует правовое просвещение обучающихся, проводит индивидуальную работу: с детьми, оставшимися без попечения родителей, с приёмными и опекаемыми детьми, с воспитанниками из многодетных семей, с трудными детьми по привлечению в спортивные кружки и секции. Принимает участие в заседании совета профилактики. В результате совместной деятельности классного руководителя и социального педагога составляется социальный паспорт класса.

 

Совместно с педагогом-психологом классный руководитель проводит диагностику развития личности учащегося и ученического коллектива, составляет диагностическую карту класса и индивидуальное портфолио ученика. На основе полученных данных решает вопрос о необходимости коррекционно-развивающей работы как с отдельными учащимися, так и с классным коллективом в целом. Педагог-психолог оказывает консультационную помощь классному руководителю в работе с проблемными семьями, по проведению конкретного родительского собрания или беседы с родителями. Выходит на совещания с целью методического обеспечения классных руководителей психологическими техниками, информирует о результатах проводимой работы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского работника образовательного учреждения. Такой информацией для классного руководителя является листок здоровья с рекомендациями врача. Проводится профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев, беседы по профилактике различных заболеваний, осуществляется контроль по соблюдению правил личной гигиены учащимися и санитарно-гигиенических норм.

 

Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека, с помощью которой успешно развиваются интерес к учению и познавательная активность учащихся, формируются исследовательские умения учеников и любовь к книге, отношение к нравственным идеалам и этическим нормам поведения. Школьный библиотекарь оказывает помощь классному руководителю в подборе материала к классным часам, знакомит с новыми поступлениями периодических изданий газет и журналов, организует выездные книжные выставки, проводит с учащимися беседы, конкурсы, библиотечные уроки, устные журналы.

 

Широкое распространение в общественных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения, их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции. В этом направлении деятельности классному руководителю важно сотрудничество со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодёжных общественных организациях и объединениях. Вожатые младших школьников, из детского объединения, организуют свободное время учащихся начальных классов в перемены: проводят игры, викторины, конкурсы, а также оказывают помощь учителю в текущей деятельности.

 

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними способствует развитию познавательной активности учащихся и их творческих способностей, расширению зоны общения. Классный руководитель способствует вовлечению учащихся в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

Классный руководитель, организуя досуг учащихся вне школы, сотрудничает с работниками социальных учреждений: Детско-юношеская спортивная школа, бассейн, Дом культуры, районные библиотеки, музей, Дом детского творчества, Детская школа искусств с целью проведения внеклассных мероприятий на базе этих учреждений, а также с целью поддержки талантливых детей.

 

Таким образом, только совместное взаимодействие и установленные контакты со всеми участниками и субъектами учебно-воспитательного процесса, способствуют хорошей психологической обстановке в классе, сплочению классного коллектива, созданию гуманистической атмосферы между детьми, как важнейшего условия духовно-нравственного и интеллектуального развития каждого ребёнка.