О роли дополнительного образования в формирование духовно-нравственной, активной личности

О роли дополнительного образования

 в формировании духовно развитой и активной личности».

         МОУ ДОД “Дом детского творчества» – многопрофильное УДО, работающее над реализацией своего основного предназначения – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, удовлетворение социальных и личностно-значимых потребностей средствами дополнительных образовательных программ и услуг. Здесь каждый находит дело по душе: одни танцуют, рисуют, вышивают, занимаются лепкой и мягкой игрушкой, других влечет мир науки, исследований, третьи занимаются спортом. Дети бегут сюда, для них Дом детского творчества – дом, где все их любят, ждут. Атмосфера творчества царит повсюду, светятся радостью и гордостью глаза у ребят за выполненную работу. Дом детского творчества  предоставляет возможность самоутвердиться, занимаясь в творческих объединениях, участвуя в олимпиадах, конкурсах. Многие ребята становятся победителями. Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники продолжают открывать для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию. Успех деятельности в решающей мере зависит от сплоченности педагогического коллектива. Педагоги Дома детского творчества – это единомышленники, люди активные и творческие, каждый из них вносит в общее дело что-то новое, интересное. Созданные педагогами Дома детского творчества условия помогают каждому ребенку от 5 до 18 лет реализовать себя в творческой деятельности с опорой на собственные склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Решение поставленных задач осуществляет педагогический коллектив из  45 педагогов,(40 совместителей) из них 1 – заслуженный учитель РФ, 2 – Заслуженные учителя ЧР, 3 -отличники просвещения, 1 кандидат педагогическихнаук,28 – педагоги высшей и первой квалификационной категории. Работает педагогический коллектив с  704  воспитанниками в  43  объединениях. Деятельность Дома детского творчества  направлена на выполнение поставленных целей и задач, исходящих из Концепции модернизации российского образования, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации,   возможностей системы дополнительного образования, Программы развития Дома детского творчества и в рамках темы деятельности педагогического коллектива – духовно-нравственное развитие личности в условиях учреждения дополнительного образования. В Доме детского  творчества ребенок имеет право на свободу выбора форм образования, времени образования, направления деятельности, педагога, самостоятелен в осуществлении конкретного дела, которое каждый выбирает сам. В творческих объединениях ДДТ детям предоставляется полная свобода, поскольку дополнительное образование по своей сути – инновационная сфера, где нет системы школьных оценок, нет таких часто пугающих ребенка понятий, как “ты должен”, “ты обязан”, нет классно-урочной системы, нет жесткой сетки учебного плана. К нам они приходят отдохнуть, пообщаться, заняться любимым делом. С первых дней пребывания детей в нашем коллективе педагоги стараются поддержать атмосферу успешного сотрудничества, радости и тепла, создание “ситуации успеха” каждому ребенку, постепенно формируя ориентацию на возможность достижения им положительного результата в избранном виде деятельности. Ребенка важно убедить в том, что он непременно сможет петь, танцевать, шить, вязать, рисовать и т.д., причем будет делать это хорошо, ведь к нам приходят не какие-то особенные дети, а все, желающие заниматься той или иной деятельностью. Индивидуальные проблемы педагоги стараются обсудить наедине с ребенком, а успехи, даже самые минимальные, – при всех, обучая детей радоваться достижениям других. Мы считаем, что такая целенаправленная деятельность педагогов по формированию ориентации на успех не может не сказаться на личностном развитии детей.  Дом детского творчества  сотрудничает с   образовательными  учреждениями района, учреждениями  культуры,  спорта, имеющими  воспитательные функции,  что  дает возможность формирования воспитательной системы ДДТ в едином воспитательном пространстве .    

Воспитательное пространство Дома детского творчества – это результат созидательной и интегрирующей совместной деятельности участников воспитательного процесса. Образовательный процесс мы проектируем так, чтобы он во всех своих аспектах соответствовал потребностям ребенка. Системообразующей деятельностью учреждения является творчество.

Содержание деятельности

В содержании деятельности Дома детского творчества выделяются пять основных, тесно взаимосвязанных направлений:

  • образовательная деятельность – мотивация познания в освоении мира;
  • творческая деятельность – мотивация творческой поисковой, исследовательской проектной деятельности;
  • социально-ориентированная деятельность – мотивация самосознания;
  • культурно-развивающий досуг – мотивация эмоционально-ценностных отношений;
  • методическая деятельность.

Деятельность детских творческих объединений осуществляется по следующим направленностям:

  •  спортивно - технической;
  • художественно-эстетической;
  • социально-педагогической;
  •  туристско-краеведческой
  • эколого-биологической

– и определяется образовательными программами дополнительного образования детей и учебным планом.

Учебный план Дома детского творчества  позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся, способствует самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию здорового образа жизни.

  При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления содержания дополнительного образования, в том числе формирование духовно-нравственной и общей культуры;   

Вся деятельность в учреждении дополнительного образования организуется на основе вариативных, гибких, постоянно обновляющихся программ различного уровня и направленности. В учебный план включены программы с одно-, двух-, трехгодичными сроками обучения, различные по направленностям деятельности, учитывающие возраст детей. Наличие направленностей в сочетании с необходимостью подчеркнуть взаимообогащение школьного и дополнительного образования обусловило выбор следующих образовательных областей в Доме детского творчества  

 

  В соответствии с моделью образовательной деятельности, направленной на духовно-нравственное развитие личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, учебный план реализует интегративный подход, направленный на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Это предусматривает взаимопроникновение различных областей образования, расширение возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося, формирование модели выпускника за счет объединения образовательных, воспитательных и развивающих возможностей разных учебных предметов. Все программы несут в себе функцию формирования творческого потенциала детей и воспитание духовно-нравственной личности через весь комплекс знаний, умений, навыков.

 Все программы составлены с учетом того, какие знания, умения, навыки получают воспитанники в результате обучения в творческих объединениях, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие ребенка и его способностей. Также при составлении программ учитывалось то, что итогом работы большинства творческих объединений художественно-эстетической и спортивной направленностей являются концерты, выставки, смотры-конкурсы, фестивали, спортивные соревнования.

Программы художественно-эстетической направленности развивают творческую активность, неординарное мышление, развивают чувство прекрасного, формируют фантазию, художественный вкус, реализуют принцип умения, интереса, воспитание самосознания, удовлетворенности, национальной ценности.

Программы культурологической направленности отражают общие культурные интересы учащихся. Данные программы формируют знания по усвоению языка, народной православной культуры, этики и этикета.

Программы физкультурно-спортивной направленности способствуют духовно-нравственному и физическому развитию личности, раскрытию через физические нагрузки индивидуальных особенностей организма, направлены на формирование здорового образа жизни. Учебный процесс в коллективах спортивной направленности строится в зависимости от физической подготовленности детей и спортивных достижений.

Программы эколого-биологической направленности расширяют и углубляют знания обучающихся по биологии и экологии, интегрируют учащихся в деятельность, направленную на исследование и поддержание экологического качества  окружающей среды, способствуют формированию экологической культуры, профессиональному самоопределению старшеклассников.

 Программы  направлены на развитие творческой личности и духовно-нравственное воспитание и   построены так, чтобы помочь “раскрыться” каждому ребенку, не пропустить в нем зародившегося стремления и желания развивать и совершенствовать свои творческие способности.

Программы социально-педагогической направленности ориентируют на формирование здорового образа жизни, профилактику наркозависимости, способствуют социальной адаптации обучающихся.

Педагогический коллектив Дома детского творчества активно работает над темой “Духовно-нравственное развитие личности в условиях учреждения дополнительного образования детей”, она является одним из  приоритетных направлений образовательно-воспитательной работы с детьми. Организация учебно-воспитательного процесса направлена на раскрытие подлинных человеческих способностей и качеств, приобщение детей к высшим духовно-нравственным ценностям через организацию народных праздников, обычаев, обрядов русского и чувашского  народов. Занимаясь в творческих объединениях декоративно-прикладного искусства, дети знакомятся с истоками народного творчества, творят прекрасное,  красивое, а красота воспитывает нравственную чистоту, человечность, духовность. Воспитание нравственной позиции, ценностных ориентаций, духовности личности осуществляется в ходе реализации программ “Основы православной культуры”    Известно, что различные системы единоборств могут играть важную положительную роль в формировании физического и душевного здоровья молодежи, учат дисциплине, развивают уверенность в своих силах, спокойствие, укрепляют тело и дух. Особенно это относится к традиционным системам боевых искусств, которые являются уникальным сплавом глубокой духовности и физического совершенства человека. Духовно-нравственному развитию, физическому совершенствованию способствуют занятия детей в секции «Каратэ”.

В творческих объединениях художественно-эстетической направленности:  «Подарочек», «Мягкие игрушки»” ,Танец, ритм и дуща», «Фантазия»и др.; культурологической направленности: “ Духовная культура”,  формируется духовно-нравственная личность, развиваются творческие способности детей и подростков, старшеклассников.  По своему содержанию и направленности программы патриотической, спортивной направленности «Дорогой героев, дорогой отцов», «Каратэ» «Школа выживания» и другие противостоят тем негативным тенденциям, которые сегодня распространены в нашем обществе, они предусматривают освоение духовно-нравственных ценностей, патриотическое воспитание детей и юношества, профилактику их асоциального поведения, рациональную организацию развивающего досуга, формирование здорового образа жизни. Педагоги Дома детского творчества активно используют технологию духовного развития детей. Образовательно-воспитательная деятельность в рамках этой педагогической технологии предполагает добровольность и свободный выбор ребенком вида деятельности, помощь в самоопределении и поиски своих интересов и способностей, педагогическую поддержку.

 Методическая работа с педагогами в Доме детского творчества направлена на совершенствование профессионального мастерства, повышение эффективности занятий, совершенствование образовательно-воспитательного процесса, овладение педагогами новыми методиками и технологиями. Решению этих задач способствуют такие формы методической работы с педагогами, как:

  • тематические педагогические советы;
  • совещания при директоре;
  • методические объединения;
  • творческие отчеты;
  • открытые занятия;
  • работа педагогов над темами самообразования;
  • участие в профессиональном конкурсе педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям”;
  • аттестация педагогических работников;

Педагоги успешно проводят работу по формированию творческих способностей детей, создают “ситуацию успеха” каждому ребенку, используют разнообразные типы и формы занятий, применяют различные методы, приемы, технологии, работают над обновлением и совершенствованием учебно-дидактического и учебно-методического обеспечения образовательных программ, участвуют в конкурсах методических идей и разработок.

Дом детского творчества является центром методической работы. Наши методисты осуществляют методическое обеспечение деятельности старших вожатых,  заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования  района. Под их непосредственным руководством  проводятся  семинары и МО для этой категории педагогических работников. Методисты активно используют различные формы методической работы: тематические, групповые и индивидуальные консультации, проблемные семинары, деловые игры, “круглые столы”, посещения школ. На семинарах педагоги знакомятся с лучшим опытом организации воспитательной работы с детьми, обсуждают ключевые вопросы воспитания, получают информацию о новинках педагогической литературы. Методисты осуществляют учебу актива детско-юношеских организаций, подростков-волонтеров по профилактике алкогольной и наркозависимости. Много сил, энергии и творчества вкладывают методисты в организацию и проведение   районных массовых мероприятий для школьников  “Зарница», “Лидер”, слет детских организаций”, зимние и летние туристские соревнования,  и другие.

В летний период   Дом детского творчества  курирует работу лагерей с дневным пребыванием. Такая форма отдыха полюбилась детям, родителям и педагогам. Педагоги в период летнего отдыха детей интересно и содержательно организуют их свободное время. Дети не только отдыхают, но и укрепляют свое здоровье на свежем воздухе, приобретают лидерские качества, навыки общения, развивают организаторские и творческие способности.